Вопрос, которым должен перестать задаваться каждый родитель

  • Наталья Макенова

В попытке подготовить своих детей к беспощадному, постоянно соревнующемуся миру, стараясь максимально раскрыть их потенциал, мы наполняем их расписание множеством занятий от рассвета до заката. И все для того, чтобы они могли учиться и расти. Но я боюсь, что в нашем стремлении помочь им, мы можем причинить им вред.

Скотт Даннемиллер

Исследователь, спикер, автор, блогер, коуч, духовный лидер, в прошлом миссионер Пресвитерианской Церкви

"Кажется, она даже не занималась".

Преподаватель Одри по фортепиано стояла передо мной, давая моей дочери честную оценку. Ее глаза были добрыми, а голос мягким, но мучившее меня чувство вины превращало ее утверждение в вопрос. В вопрос, на который я не мог ответить. Поэтому, я просто симулировал приступ диареи и выбежал в туалет.

Когда мы добрались до дома, я был полон решимости доказать мисс Аманде, что моя дочь может стать следующим Либераче и даже более виртуозной. Итак, мы открыли ноты и приступили к работе.

После 10 минут, проведенных бок о бок перед роялем, Одри начала исчезать. Она даже не смотрела на записи. Ее спина опустилась. Ее пальцы едва касались клавиш. Я пытался ее приободрить, но каждая вялая попытка с ее стороны быстро сводила мою инициативу на нет.

"Милая", — сказал я тоном, не соответствующим ласковому обращению. "Неужели ты не хочешь преуспеть в этом?" Она ничего не ответила, лишь издала странный звук, похожий на стон дельфинов. Поэтому я снова спросил: "Дорогая. Разве ты не хочешь хорошо играть на пианино?" — "Нет", — говорили ее глаза.

Моя 6-летняя дочь овладела искусством замораживать взглядом?

"Хорошо", — сказал я, блефуя. "Я думаю, что мы просто больше не будем практиковаться. И мы не будем продолжать тратить время мисс Аманды на то, чтобы повторять одно и то же каждую неделю".

Я встал и пошел на кухню, где мой сын был занят неделанием домашней работы.

"Джейк! Что ты делаешь?! Закончи домашнее задание! Мы должны уйти на баскетбольную тренировку через 10 минут! Пошли! Ты даже не одет!"

Не самое мое лучшее решение как родителя. Так прошел весь вечер, я непрерывно упрекал детей, а они сопротивлялись мне во всем. Фортепиано. Баскетбол. Домашнее задание. Гигиена. Намылить, промыть, повторить. Бесконечный колодец уговоров. Я подумал про себя,

Они оба получат седла на Рождество. Таким образом, по крайней мере, мне будет удобнее тащить их на своей заднице.

Я не горжусь этим, но простая истина состоит в том, что я беспокоюсь о своих детях и об их уровне вовлеченности. И, может быть, вы тоже. Как папа, я часто чувствую себя втянутым в водоворот ожиданий. Все остальные родители говорят о массе возможностей, которые они предоставляют своим детям. Специальные летние лагеря. Изучение иностранных языков. Частные репетиторы. Уроки музыки. Тренерские клиники. И когда я слышу, как другие дети участвуют в этих мероприятиях, я не могу не чувствовать, что мои дети останутся позади или останутся вовсе на обочине. Я "ужасаюсь" будущему, в котором другие дети весело проводят время вместе, решая квадратные уравнения и получая шестизначные зарплаты, заканчивая старшую школу, в то время как мои сидят в углу и едят клей Элмера прямо из бутылки. И это моя вина.

Поэтому, в попытке подготовить своих детей к беспощадному, вечно соревнующемуся миру, стараясь максимально раскрыть их потенциал, мы наполняем их расписание множеством занятий от рассвета до заката. Чтобы они могли учиться. И расти.

Но я боюсь, что в нашем стремлении помочь, им мы можем причинить им вред.

"Свободное время" для детей неуклонно сокращается с 1950-х годов. В одном исследовании, проведенном в период с 1981 по 1997 год, у детей наблюдалось 25-процентное сокращение времени на игры и 55-процентное сокращение времени на общение с домашними. Напротив, время, потраченное на выполнение домашних заданий, увеличилось на 145 процентов, а время, проведенное за покупками с родителями, увеличилось на 168 процентов.

Но так ли это плохо?

Я думаю, что да.

Исследовательский проект Жана Твенга, профессора психологии в штате Сан-Диего, выявил психологические тенденции у молодежи за аналогичный период - резкое увеличение тревоги и депрессии. Наши дети больше подвержены стрессу, чем раньше. И это не единственное изменение. Другое исследование Жана показывает удивительные сдвиги в мотивации: у детей 60-70-х годов мотивация в большей степени обусловлена внутренними идеалами (принятие себя, принадлежность и общность), в то время как дети сегодня более мотивированы внешними идеалами (деньги, имидж и известность).

И мы те, кто подталкивает их в этом направлении.

Как родители, мы тратим много энергии, задаваясь не теми вопросами:

"Что мы упустим, если не воспользуемся этими возможностями?"

И нам нужно остановиться.

Почему?

Потому что мотивом этого вопроса является страх. И этот страх мой.

Я беспокоюсь о том, что над моими детьми будут смеяться, если у них не будет социально приемлемых "вещей". Я волнуюсь, что они не станут элитными спортсменами, пока они не получат все мыслимые и немыслимые спортивные награды к 10 годам. Я волнуюсь, что если они не преуспеют в школе, то не поступят в колледж. Но опасения в больше степени не обоснованы.

На вопрос о социально приемлемых "вещах" легко ответить здравым смыслом. Никому за всю историю существования человечества не удавалось купить настоящего друга. Дети, занимающиеся спортом профессионально, находятся едва ли в более выигрышном положении, чем обычные дети, а в некоторых случаях профессиональный спорт наносит ущерб.

Что касается академического беспокойства, это может быть самым большим необоснованным страхом из всех. Мы разделяем шумиху о том, что колледж сегодня намного более конкурентоспособен, поэтому мы заставляем наших детей использовать все возможности обучения. Правда в том, что консультанты приемных комиссий отметили, что за последние 10 лет из-за таких родителей, как мы, среднее число заявлений удвоилось. Мы отчаянно подаем заявления из страха. Несмотря на это, колледжи по-прежнему принимают, в среднем, две трети всех подавших заявления. Число, которое едва уменьшилось за десятилетие. Но мы все еще верим обману.

Итог: мы, родители, должны расслабиться и задавать другие вопросы. Вот два из них, которые могут помочь всем нам ставить цели и начать находить больше подлинной радости в нашей жизни.

Вопрос № 1: "Что мы теряем в нашем стремлении к успеху?"

Если вы похожи на меня, то самые ценные моменты вашего детства не проходили в специальном классе или на идеальном поле для практики. Конечно, у вас были учителя и родители, чтобы побуждать вас работать для достижения цели, но это было сбалансировано множеством других стоящих занятий, таких как разрыв тянущейся куклы Stretch Armstrong, чтобы увидеть, что внутри, строительство велосипедных рамп на подъездной дорожке, пускание корабликов из листьев вдоль дренажной канавы во время ливня.

Но мы пожертвовали этими вещами в поисках идеала и превратили наших детей в маленьких мини-взрослых. Крошечные профессионалы, у которых нет времени на развитие мышления, на душевные игры в течение недели, поэтому они отчаянно втискивают их в график выходных, наполненный различными видами спорта и сольными программами.

Это печально.

Но большая проблема заключается в следующем:

Вопрос № 2: "Какова конечная цель?"

Поощрение потенциала ребенка — это хорошо. И нет ничего плохого во внеклассных мероприятиях. Они учат достойным навыкам и прививают ребенку основные ценности. Такие ценности, как дисциплина, приверженность, постановка целей и настойчивость. И предоставление этих возможностей — моя работа как родителя.

Но есть большая разница между желанием того, что лучше для ваших детей, и желанием, чтобы они были лучшими.

Желание того, что лучше для ваших детей, это все о ребенке. Речь идет о том, чтобы помочь им найти что-то, чем они увлечены, раскрыть внутренние силы, дарованные им Богом, будь то в искусстве, музыке, спорте, письме, науке или общественных работах.

Желать, чтобы они были лучшими — это все обо мне. Мои ожидания. Мои страхи. Поэтому я кричу на них с трибун, исправляю их после уроков и уговариваю пойти на занятия, которые высасывают веселье из детства. И в процессе я учу их, что их ценность заключена в том, как они работают. Я учу их, что второе место — это поражение. Я учу их, что суд важнее любви и принятия.

И это так неправильно.

Потому что быть лучшим НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ целью. Вы можете назвать пять последних лауреатов премии Оскар за лучшую мужскую роль? Как насчет последних пяти лучших питчеров-победителей Мировой серии? Последние пять лауреатов Нобелевской премии по медицине? Рискну предположить, не основываясь на каких-либо научных доказательствах, что только 10 процентов из вас могут это сделать. В лучшем случае. И это примеры людей, которые достигли вершины своей профессии, известные во всем мире.

И мы их забываем.

Но что, если бы я попросил вас перечислить пять человек, которые имели для вас наибольшее значение в вашей жизни? Те, кто научил вас, быть настоящим другом. Добросовестного человека. Я без сомнения знаю, что 100 процентов из нас могли бы сделать это за одно мгновение. И список будет заполнен людьми, в честь которых никогда не назовут шоссе или школу. Люди, чье имя никогда не будет выгравировано на церемониальном трофее.

И вот еще одна изюминка.

Одна лишь мысль об этих людях, вероятно, заставит ваше сердце трепетать, может даже заставит вас плакать.

И это, друзья мои, и есть цель. Быть в списке этих людей для наших детей. И чтобы они когда-нибудь тоже были в чьем-либо списке. И никакой страх или тревога не поспособствуют нам в этом. В беспощадном, постоянно соревнующемся мире должно быть место для принятия. Пространство, где можно просто быть. Пространство, где время измеряется не в десятых долях секунды, а в партиях в настольную игру.

И только любовь может сделать это.

Поэтому сегодня я молюсь о том, чтобы у нас царила любовь. Можем ли мы позволять это себе каждый день?

Без условий.

Без беспокойства.

Без сожаления.

 

Скотт Даннемиллер - писатель, блогер, духовный лидер и бывший миссионер пресвитерианской церкви. Автор блога «Случайный миссионер», где этот пост впервые появился.