Сензитивные периоды развития
- idv
Сензитивный период – это время особой восприимчивости ребёнка к той или иной деятельности. Если ребенок не овладевает определенным видом знаний и умений в этот период, он уже не сможет так легко и быстро обучиться ему в будущем.
В возрасте от рождения до 6 лет Мария Монтессори в процессе наблюдения за детьми выделила шесть таких периодов.
Период развития речи (от рождения до 6 лет)
Процесс усвоения родного языка начинается еще во время внутриутробного развития плода, ребенок может отличать голос матери от других звуков, улавливает интонации, настроение речи. В это время наиболее ярко раскрывается принцип "впитывающего разума" ребенка. Находясь в постоянном взаимодействии с языковой средой ребенок к трем месяцам может отличать родную речь от иностранного языка, к году у него формируется пассивный словарь, постепенно переходящий в активный. Возраст 2-х лет Монтессори определяла как речевой взрыв. В это время речь ребенка переходит в активную фазу говорения, усвоения речевых конструкций, возникают вопросительные предложения. К четырем-пяти годам ребенок начинает проявлять интерес к начертанию букв и чтению.
Период сенсорного развития (от рождения до 5,5 лет)
После рождения ребенок сталкивается с резким изменением окружающей среды, которую ему предстоит освоить. Несмотря на то, что он обладает всеми чувствами, умение анализировать и утончать их – процесс длительный и интересный. Очень важно в этот период дать натрогаться, напробоваться, насмотреться и наслушаться – это залог гармоничного развития всех отделов головного мозга.
Период освоения движений и действий (от 1 года до 4 лет)
Владение собственным телом – один из важнейших факторов развития личности в целом. Именно поэтому очень важно дать ребенку возможность овладевать своим телом, чувствовать его границы, центр тяжести, пробовать различные виды движения. Часто родители отдают предпочтение развитию мелкой моторики, однако стоит отметить тот факт, что умение ходить по линии, забираться и спускаться с лестницы, прыгать, подкидывать мяч ничуть не меньше влияют на интеллектуальное развитие.
Период восприятия порядка (от рождения до 3 лет)
Чтобы понять, насколько важен порядок для ребенка, мы можем представить себя в ситуации невесомости, когда непонятно где пол, где потолок, как взаимодействовать с предметами. Порядок для малыша – это ощущение безопасности, уверенности, владения ситуацией.
Порядок в окружающей среде — ребенку важно, чтобы вещи находились на своих местах, потому что это дает уверенность в том, что он найдет то, что ему нужно. В этот сензитивный период очень легко научить ребенка поддерживать чистоту и порядок в комнате, на рабочем месте. Самое главное в этом процессе – самим поддерживать его.
Порядок во времени — понимание времени формируется значительно позднее, при этом малыш нуждается во временных якорях и последовательностях (искупались-сказка-сон, проснулся-зарядка-еда и т.д.), которые также дают ощущение безопасности и формируют доверие к миру.
Порядок в отношениях — здесь речь идет об одинаковых реакциях разных взрослых, а проще говоря, единстве правил общения с ребенком. Если мама говорит, что нельзя сладкое перед едой, то такой же точки зрения придерживается и папа, и бабушка.
Период интереса к мелким предметам (1,5–4,5 лет)
С двух лет ребенок начинает остро видеть соринки на полу, крошки на столе, божьих коровок на травинке (у которых вдруг обнаруживаются пятнышки и лапки). Он стремится овладеть этим «маленьким» миром, в процессе тренируя мелкую моторику, утончая движения руки, тем самым он подготавливает свой мозг к письму, чтению, развитию речи.
Период развития социальных навыков (2,5–6 лет)
Пройдя через кризисы первого года жизни, ребенок получает определенную независимость от взрослого и начинает выстраивать различные поведенческие модели. Формирование собственного Я идет через взаимоотношения с другими людьми и теми реакциями, которые они возвращают ребенку. При этом важно понимать, что принцип впитывающего разума работает и здесь. Именно поэтому, сколько бы не говорили взрослые, что «нужно делиться, здороваться и что обманывать плохо», пока они сами в своей повседневной жизни не проявляют щедрости, молча заходят в лифт с соседями и просят сказать, что их нет дома звонящим по телефону – усилия их будут тщетны.
Возраст прохождения и интенсивность того или иного периода зависят от конкретного ребенка и его личных особенностей.
Для эффективной реализации задач каждого периода необходима подготовленная среда, которая отвечает потребностям ребенка. Самым главным ее признаком является ориентация на ребенка.
Базовые акценты для создания среды:
- Соответствие мебели и предметов интерьера его росту и физическим возможностям.
- Приоритет при выборе предмета у натуральных материалов.
- Соответствие познавательным потребностям.
- Эстетичность и минимализм.
- Достаточно хороший взрослый